воскресенье, 3 мая 2015 г.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПОТОКОВ НЕФТИ ПО ТРАНСПОРТНЫМ СИСТЕМАМ

Жумагулов Руслан Бакытжанович

Заместитель генерального директора НМСК «Казмортрансфлот»


За  столетие существования нефтяной промышленности Казахстана интерес к его сырьевым ресурсам никогда не ослабевал. На нефти с конкретными качественными характеристиками ориентированы технологические процессы на Ярославском, Самарском, Волгоградском, Орском нефтеперерабатывающих заводах России, на газовый конденсат – перерабатывающие предприятия Оренбурга, Уфы. В течение длительного времени казахстанская нефть в смеси с российской экспортируется во многие европейские государства.
Новым выходом в развитии нефтегазового сектора республики явились открытие и ввод в разработку уникальных месторождений углеводородного сырья –Тенгизского нефтегазового и  Карачаганакского нефтегазоконденсатного. Именно в этот период правительством РК был заключен контракт мирового значения на создание совместного с американской компанией «Шеврон оверсиз Компани» предприятия, что послужило началом укрепления деловых взаимоотношений с крупнейшими мировыми производителями нефти.
Происшедшие изменения в потенциале углеводородного сырья в РК как за счет континентальных структур, так и площадей шельфовой зоны Каспийского моря вызвали повышенный интерес к освоению запасов нефти и газа практически всех мировых компаний – «Мобил», «Тексако», «Тоталь» (США), «Бритиш петролеум» и «Бритиш газ» (Великобритания), «Статойл» (Норвегия), «Шелл» (Нидерланды), «Эльф Акитэн» (Франция), «Эни», «Аджип» (Италия).  Действенным подспорьем для заключения с ними контрактов на проведение нефтяных операций явилась разработка Кодекса РК о недрах, законов о нефти, о совместных предприятиях, об иностранных инвестициях и др., обеспечивающих инвесторам достаточно выгодные условия для вложения средств в развитие отрасли.
Большие перспективы в отношении нефтегазоносности выявленных в республике структур – 7,2 млрд. т нефти и конденсата, около 2 трлн. м3 газа, действующая законодательная база, практически решенная проблема с транспортировкой сырья – все это положительно  повлияло на инвестиционную активность нефтяных компаний. В течение 1993-2005 гг. в отрасль вкладывалось до 34 % общего объема прямых иностранных инвестиций в промышленность республики, причем в 1993-1994 гг. эта доля достигала 88 %. Результатом этого процесса явилось постепенное увеличение добычи углеводородного сырья: нефти и газового конденсата более  чем в 2 раза, природного газа на 80%, попутного газа в 2,5  раза в 2005 г. в сравнении с 1994 г.
Первая стадия реализации новых нефтяных проектов, связанных с освоением ресурсов шельфовой зоны Каспийского моря, предполагаемые запасы нефтегазоносных структур которой способны вывести Казахстан  в   число наиболее крупных мировых держав по запасам, а в дальнейшем и по добыче нефти и газа, показала высокую заинтересованность иностранных компаний в их осуществлении.
Транспортный фактор приобрел к текущему моменту исключительно важное значение. Нефтегазовые месторождения Казахстана уже связаны нефтегазопроводами различной протяженности  с объектами переработки сырья в Российской Федерации  (гг. Орск, Оренбург, Самара), непосредственно в Казахстане (гг. Атырау, Актау, Жанаозен). Однако все эти магистральные сооружения функционируют уже достаточно длительное время и никаких других функций,  кроме  снабжения действующих мощностей отмеченных заводов нефтью и газом, не несут. Более того, в перспективе  пока не предусматривается их использование в качестве артерий для перекачки углеводородов, имеющих экспортное направление .
В связи с этим в последние годы республикой совместно с другими государствами прорабатывается множество вариантов, касающихся «переброски» потоков сырья Прикаспийского региона по различным маршрутам. Каждый из них имеет свои особенности экономического, социального, политического характера, что обусловливает необходимость проведения тщательного  экспертного  анализа всех сторон выдвигаемых проектов.
Максимальные возможности экспорта, доступные для нефтедобывающих компаний при использовании черноморских  экспортных терминалов и нефтепроводов, идущих на рынки Восточной Европы (допуская, что все проекты расширения мощностей, включая последующие этапы программы по системе КТК, получат дальнейшее развитие), к 2015 году могут достичь примерно 2,9 млн. барр./сутки. В целом, спрос на рынках, испытывающих потребность в добываемой на Каспии нефти, вполне вероятно может превысить пропускную способность российской нефтетранспортной сети к 2015 году примерно на 0,5 млн. барр./сут. – причем даже в том случае, если удается устранить все преграды на пути расширения инфраструктуры  (таблица 1).
В последние два-три года пристальный интерес к нефтегазовому сектору РК стали проявлять государственные и частные нефтяные компании стран тихоокеанского региона – Китая, Японии, Индонезии,  а также государств Западной и Центральной Европы – Венгрия, Румыния, Чехия, Германия, Финляндия, бывшие республики распавшегося Союза – Россия, Украина, Азербайджан, Грузия, Туркмения, Латвия.
Столь широкий спектр иностранных партнеров, участвующих в осуществлении конкретных видов работ в нефтегазовом комплексе республики, реализация долговременных инвестиционных проектов с их участием, неослабная высокая значимость углеводородных ресурсов для экономики любого государства позволяют констатировать, что имидж Казахстана в этом секторе экономики принимает формы, граничащие с мировым уровнем.
Таблица  1 - Максимальные возможности нефтедобычи на севере Каспия и резервная пропускная способность экспортных нефтепроводов

Нефтяной проект
Максимальная добыча в 2016 г., тыс. баррелей в сутки
Карачаганак
225
Кашаган
775
Северное
300
Тенгиз
800
Прочие проекты
800
Всего
2900
Российский экспортный терминал/нефтепровод
Максимальный резерв экспорта (за вычетом поставок нефти, не относящихся к северному Каспию)
Новороссийск
350
КТК
1100
Туапсе
300
Прочие объекты экспорта
600
Всего
2350

Складывающаяся ситуация обусловливает необходимость решения ряда проблем,  связанных с выбором направлений реализации сырой нефти  на внутреннем и внешнем рынках. В  связи  с этим представляет интерес разработка вопросов  прогнозирования нефтяных потоков,  в настоящее время недостаточно исследованных. Автором  предпринята  попытка систематизации методических подходов при прогнозировании развития  потоков нефти.
Разработка рекомендаций по оптимальной схеме освоения потоков нефти с использованием магистральных нефтепроводов должна основываться на достоверном прогнозе развития нефтяных потоков на перспективу. Этот прогноз наиболее точно и с достаточной полнотой определяется на основе планов перспективного развития и размещения добычи и потребления нефти по годам (таблица 2).
Вместе с тем на практике еще до составления перспективных планов добычи и потребления нефти часто возникает необходимость  предварительной оценки развития потоков нефти на отдельных направлениях, в частности, при определении масштабов, темпов,  направлений возможного развития нефтепроводного транспорта на перспективу.
В основу прогнозирования должно быть положено изучение тенденций в развитии потоков в прошлом и настоящем, а также причин, оказывающих влияние на характер этого развития.
Прогнозирование развития нефтяных потоков должно состоять из следующих основных этапов исследований: анализа тенденций и условий развития потоков нефти и выявления их особенностей; выбора метода прогнозирования и методики его применения для исследований; оценки достоверности прогноза .

Таблица 2 - Сравнительные данные потребления и использования нефти за период от 1995 - 2015 гг.

Показатели
1995 г.
1996 г.
1997 г.
1998 г.
2000 г.
2015 г.
Добыча нефти и газового конденсата, млн. т


20,6


22,9


25,8


25,9


40,0

120,0-140,0
Внутренняя потребность, млн. т

20,0

20,0

20,0

20,0

20,0

35,0
Фактически переработано нефти  на трех НПЗ, млн. т


10,8


11,1


8,8


8,0


6,0

Экспорт нефти, млн. т

13,0

13,0

17,0

20,0
20,0-25,0

120,0
В том числе в дальнее зарубежье

4,0

4,0

4,0

9,0

22,0

110,0


Основная тенденция (главное направление развития явления) называется трендом. Тренд может быть выражен как графически в виде траектории, так и аналитически, в виде уравнения.
Тренд потока нефти определяется в два этапа. На первом этапе, при анализе тенденций развития нефтяных потоков по сложившимся направлениям находят графический вид тренда, характеризующий основную тенденцию этого развития, на втором этапе исследования, базирующемся на результатах первого этапа, - аналитическое его выражение. Оно является основой для прогнозирования развития потоков нефти на сложившихся и новых направлениях.
Достоверность прогноза в значительной степени определяется обоснованностью выбранного метода исследований. Применяемый метод должен обеспечивать возможность учета условий и причин, воздействующих на рассматриваемое явление, высокую точность прогноза, простоту использования, минимальные затраты времени на расчеты, надежность и доказательность результатов.
На практике используются различные методы прогнозирования: математическое и логическое моделирование, экспертные оценки. К математическим методам прогнозирования относятся экстраполяционный метод, экономико-математическое моделирование и др.,  к логическим – методы сценария, аналогий и др.
При выборе метода прогнозирования должны быть учтены следующие особенности развития нефтяных потоков: наличие сложившихся направлений потоков нефти, имеющих определенные тенденции развития, которые должны быть положены в основу прогноза; необходимость предсказания характера перспективного развития потоков нефти на действующих и новых направлениях; невозможность определения в полной мере всех причин, воздействующих на развитие нефтяных потоков; наличие определенных закономерностей в тенденциях изменения потоков нефти на действующих направлениях; незначительное изменение на протяжении больших периодов времени основных условий, влияющих на развитие потоков нефти на сложившихся и новых направлениях (характер нарастания добычи, потребления нефти).

Из имеющихся методов для прогнозирования потоков нефти наиболее приемлемым и обеспечивающим достаточно надежные результаты для небольших периодов времени является метод экстраполяции в сочетании с методами аналогий и экспертных оценок.

3 комментария: